Финансовый директор. Как выйти на международный уровень. Требования рынка
Часть наших коллег в России, как и во многих других странах, ежегодно выбирают работу и жизнь за рубежом. Отбросив социальные факторы и политические причины, предлагаю сегодня рассмотреть аспект выхода финансово-экономического руководителя на международный рынок как фактор повышения собственной конкурентоспособности и стоимости на рынке.
Выход на международный финансовый рынок, кроме трудностей адаптации, это, во-первых, в сотни раз больший объем вакансий и предложений, что в условиях периодических финансовых рецессий является важным фактором. Во-вторых, это важный опыт работы на международном и локальном зарубежных рынках, который будет также ценен и у нас в стране. В третьих, это знания и практические навыки в использовании современных финансовых практик, технологий и инструментов. Ну и конечно, это очередной этап в развитии личности, так как Вам придется жить и работать в условиях другой культуры, которая прибавит новых впечатлений, опыта и наложит на Вас определенный отпечаток.
Но для работы на международном рынке, финансовому руководителю необходимо соответствовать определенным требованиям, краткий обзор которых я Вам сегодня и представлю.
На основании анализа вакансий, опубликованных на одном из крупнейших Job-поисковиков в мире - monster.com, был составлен следующий портрет кандидата, требуемого для работы в главных мировых финансовых центрах Лондоне и Нью-Йорке на позиции Финансового директора. Данный обзор составлен с использованием данных о нескольких десятках вакансий с сайтов monster.co.uk (UK) и monster.com (US), в ноябре 2012 г.
Финансовыйдиректор (Chief Financial Officer, CFO, Finance Director)
Уровень заработной платы, в год:
- Великобритания, Лондон — 60 000 — 75 000 тыс. фунтов
- США, Нью-Йорк — 120 000 — 175 000 тыс. долл.
Разницу в оплате можно скорее всего объяснить сложившейся на текущий момент лучшей экономической ситуацией в США чем в Европе, и наличием среди американских компаний, вакансий из списка Fortune 500 (самых крупных в стране), в отличие от английских, местных компаний.
Ключевые обязанности (key responsibilities):
- управление функцией отчетности и ее формирование для внутренних и внешних пользователей, в том числе финансовой и налоговой отчетности по стандартам IFRS, GAAP, US GAAP, регулирующих органов, внутренних подразделений компании;
- анализ и формирование отчетности по продажам;
- взаимодействие с банками, внешними консультантами, внутренними и внешними аудиторами;
- координация функции анализа и представления отчетов Совету Директоров;
- формирование годовых бюджетов и ежемесячных прогнозов, мониторинг исполнения и предоставления отчетности;
- планирование, бюджетирование, отчетность, сценарный анализ;
- своевременное представление качественной и точной ежемесячной отчетности;
- контроль над формированием и согласование ключевых показателей эффективности бизнеса;
- обеспечение функционирования адекватной среды внутреннего контроля с четкой документацией;
- управление процессом внешнего и внутреннего аудита;
- управление функциями риск менеджмента и SOX compliance;
- управление казначейством;
- внедрение и оптимизация финансовых систем и процессов;
- разработка, внедрение и мониторинг целей и задач подразделения, соответствующих целям и задачам компании;
- контроль всех финансовых вопросов формирования стратегии;
- поддержание взаимодействия с Советом Директоров и акционерами;
- эффективная работа в составе Совета Директоров;
- обеспечение ликвидности компании;
- ведущая роль в процессах слияния и поглощения, а также при проведении due diligence;
- обеспечение информацией руководителя компании, необходимой для принятия решений;
- эффективное взаимодействие с членами управленческой команды.
Как видно из содержания обязанностей, на первый взгляд, они мало отличаются от обязанностей наших российских коллег, за исключением следующих отдельных акцентов: взаимодействие с Советом Директоров и акционерами (элементы IR менеджмента); точность и своевременность представления отчетной информации; ведущая роль в M&A; управление внутренним аудитом и SOX compliance; которые все больше становятся актуальными.
Опытиквалификация (Experience/Qualification):
- степень бакалавра в учете и/или финансах;
- степень бакалавра и МВА;
- квалификации ACA, ACCA, CIMA;
- отличные навыки работы в Excel, Access;
- от 5 лет работы на директорской позиции;
- опыт работы финансовым директором;
- от 10 лет работы руководителем в финансовой позиции;
- опыт работы в частной (негосударственной) компании;
- опыт M&A, SOX compliance;
- CPA и/или MBA желательно;
- опыт работы в big-4;
- отраслевой опыт.
В данном случае, отличительной особенностью требований, является наличие подтвержденных профессиональных квалификаций, об одной из них, я упоминал ранее в посте CIMA.Что нам стоит… Данные квалификации давно являются стандартом для развитого финансового сообщества и все чаще становятся востребованы у нас.
Приятно отметить, что степень MBA все еще ценится на рынке. Работодателям все еще нужны люди, отягощенные системными знаниями принципов ведения бизнеса и не зашоренным стратегическим взглядом.
Также респект «большой четверке», их специалисты востребованы в Великобритании и США, также как и на родине, наверно из-за правильного, системного форматирования и знания актуальных бизнес технологий.
Персональные требования (Person Specification)
- высокое внимание к деталям;
- возможность выстраивать эффективные взаимодействия внутри компании;
- ориентированность на результат;
- сильные коммуникативные навыки;
- сильные навыки в решении проблем и принятии решений, креативность;
- умение принимать решения? основанные на своевременном и точном анализе;
- сильные стороны: инициативность, энтузиазм, ориентированность на результат, изобретательность, находчивость.
В заключении, необходимо отметить, что все вышеизложенные требования продаются только в купе с высоким уровнем знания английского языка (в основном на уровне не менее 7 баллов IELTS, и/или уровнем BEC Higher).
Проведя этот короткий анализ, можно сделать вывод, что принципиальных отличий в профессиональных областях международного финансового директора и российского нет. И наличие международных профессиональных квалификаций, хорошее знание английского, наличие коммуникативных навыков и решимости преодолевать текущие трудности, как кросс культурного, так и бытового характера, в совокупности обеспечат уверенный старт финансового директора на международном уровне.